Правильная посадка школьника за письменным столом
Содержание статьи:
Большую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Конечно, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Поэтому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе ребенок поддерживал осанку автоматически.
Зачем это нужно?
Позвоночник – опора для всего организма.
С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, поэтому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже нарушена.
С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следовательно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» образ жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, снова усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.
Периодические занятия физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неправильной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть правильно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья.
Как нужно сидеть?
Приучать к правильной посадке необходимо с раннего детства. В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет нуждаться в постоянном контроле.
- Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.
- Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
- Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.
- Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
- Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.
При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех прямых углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые руки.
Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.
- Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое расположение позвоночника.
- Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
- Опускать обе руки – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет очень трудно.
- Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
- Опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его частями.
Соблюдение правил целесообразно, когда сама мебель соответствует санитарным нормам:
Рост ребенка,м | Высота стола от пола, см | Высота стула от пола, см |
1-1,15м | 46 | 26 |
1,15-1,3 | 52 | 32 |
1,3-1,45 | 58 | 35 |
1,45-1,6 | 63 | 38 |
Если мебель не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет трудно выполнить.
Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой. Она необходима для кратковременного отдыха и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы устанут, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется.
При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не нужно будет его менять, если ребенок вырастет.
Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они мешают удерживать стабильную позу в момент сидения.
Как научить ребенка правильно сидеть за столом?
Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – очень трудно, особенно ребенку.
- Через каждые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки, не вставая: потянуть руки вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Отдохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
- Во время отдыха полезно разминать ноги, вытянув их под партой полностью.
- Договориться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали, чтобы ребенок приспосабливался к разным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
- При работе с компьютером следить, чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на расстоянии около полуметра.
Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, более получаса. У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в которой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и другим неприятным сюрпризам.