Комплекс отличника: как преодолеть боязнь плохих оценок у школьника
Содержание статьи
Содержание
- А вообще, существует ли такая боязнь?
- Причины страха
- Субъективные оценки
- Разочарование родителей
- Случайные причины
- Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку
Многим детям в настоящее время очень важно, какие оценки они получат в школе. Тем самым они делают акцент на внимании, и в школу ходят не ради того, чтобы получить новые знания, сделать какие-либо открытия, обрести уверенность в себе. Нет, им важны оценки, похвала и место, которое они занимают в классе.
Порой дети просто до безумия боятся плохих оценок, и такое нервное напряжение впоследствии выливается в массу неудобств и неприятный последствий.
А вообще, существует ли такая боязнь?
На данный вопрос ответить очень сложно, да и точного ответа на него не существует. Все дети разные, и ситуации, с которыми они сталкиваются – также. Важно помнить, что выход из сложившейся ситуации есть – в первую очередь необходимо разобраться из-за чего возникает такой страх, и каким образом его можно побороть.
Самый известный феномен в психологии – это синдром отличника. Все дело в том, что ребенку очень важно получить не только похвалу и достойную оценку за работу на уроке, но и оценить его поведение. В случае, если оценка является неудовлетворительной, то самооценка ребенка значительно снижается, и это отражается на самой учебе.
Такие ребята оценивают учебы как некое соревнование, и получение знаний в данном случае не играет никакой роли. Главное – результат. Из-за такого перфекционизма начинается получение плохих оценок, и стремление к идеалу вызывает настоящее нарушение психики, депрессию, а интеллектуальные способности снижаются.
В случае, когда боязнь получить плохие оценки связана со стремлением к идеалу, необходимо рассказать ребенку, что порой можно видеть красивые вещи в чем-то неидеальном.
Причины страха
Субъективные оценки
В таком случае все окрашено субъективно. Безусловно, все оценки выставляются уже по давно существующим правилам, и, чтобы получить 4, нужно совершить 2 ошибки и так далее. Но необходимо помнить, что у каждого подростка разный интеллект, и для одного допустить 2 ошибки – это уже неприемлемо, поскольку это очень много, для другого же – это в пределах нормы. И в связи с этим оценивать таких ребят одинаково – не совсем правильно. Поскольку один ребенок очень старался и по своей невнимательности сделал всего несколько ошибок, а другой же сделал для себя минимальное количество ошибок. Но к сожалению, в нынешней системе образования все оценивается конечным результатом. Таким образом, и возникает синдром отличника, отравляющий как детскую, так и взрослую жизнь.
Разочарование родителей
Порой случается и такое, что сами родители усугубляют ситуацию. Они говорят ребенку, что учится на отлично – обязательно. И после этого, малыш попросту боится приносить домой плохие оценки, поскольку понимает, что родители будут ругаться, накажут его. И двойка для него является не неудовлетворительной оценкой, а родительским наказанием. Ведь абсолютно никто н хочет, чтобы родители расстраивались, и в таком случае школьник будет панически бояться получить 2, которая может быть и справедливо получена.
Случайные причины
Не секрет, что иногда 2 ставят также и за плохое поведение, которое не вписывается в школьные рамки – подросток громко разговаривал, оставил дневник дома, пошел в туалет без разрешения учителя. Конечно, все школьные правила являются очень важными, и в первую очередь для того, чтобы ребенок научился жить и взаимодействовать с коллективом. Только вот если он побоится получить двойку за поведение, то в дальнейшем не научится отстаивать собственные права и интересы.
Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку
Для начала необходимо переставить осуждать малыша за принесенную из школы двойку. С раннего детства необходимо говорить, что он – самый лучший. Да, то, как он поступил в определенной ситуации — не хорошо, но это поступок, а сам он – хороший. Нельзя оценивать чувства и переживания. Помните, злость, обида, гнев также нужны ребенку как любовь и радость. Об этом необходимо говорить как можно чаще, чтобы подросток мог запомнить и понять, что оценки – являются всего лишь частью его учебы.
Безусловно, получать оценки в школе является обязательным. Поэтому готовить школьника к этому нужно заранее, рассказывать, что вы его любите не из-за 5 в дневнике. Он может быть как отличником, так и двоечником, от этого ваша любовь к нему не измениться. В случае, если ребенок это поймет, то будет со спокойствием принимать неудовлетворительные оценки, если они конечно будут.
Порой страхи могут возникнуть, если начинать сравнивать ребенка с кем-то другим. Начните контролировать то, о чем говорите. Возможно, вы упоминаете одноклассников, которые получают пятерки и упрекаете своего ребенка в том, что он снова получил 2 за контрольную. После таких сравнений школьник как раз и теряет уверенность в себе и начинает переживать из-за плохих оценок.
Еще одной причиной боязни плохих оценок является то, что вы подавляете его инициативу. Возможно, ребенок с радостью берется за выполнение какой-либо работы, а родители ему говорит, что этого делать не нужно, ведь у него все равно ничего не получится. Естественно так и будет, ведь в него даже собственные родители не верят» Помните, если ребенок постоянно слышит, что он с чем-то не справится, сделает ошибку, то именно этого он и будет бояться в дальнейшем. Он будет бояться совершить ошибку, а также получить плохую оценку. Нужно всегда верить в своего ребенка, поддерживать в любых начинаниях, ведь ему это так нужно!
Важно помнить, что самым действенным способом объяснить ребенку, что бояться плохих оценок не нужно – дать оценить его собственную работу ему самому.
Благодаря этому он сможет анализировать, работать над собой, выбирать критерии оценок. Помимо этого, он сможет видеть несоответствие взглядов и сможет разделить свою точку зрения с точкой зрения другого человека. Безусловно, это очень сложно, но зато как полезно.
Мне нравится1Не нравится