Много шагов к собственному Я: почему дети растут непослушными и как это связано с их развитием
Содержание статьи
Содержание
- Осознание тела
- Его собственное отражение
- Я есть
- Быть против чего-то укрепляет эго
- Я то, что я могу
- Мое и твое
- Говорение помогает
- Перспективы на будущее
В фазе неповиновения самосознание развивается многими маленькими шагами. Это основа уверенности в себе, самооценки и уверенности в себе – и об этом прекрасно знают взрослые. Поэтому поддержка со стороны родителей означает вклад в будущее ребенка и детско-родительских отношений.
Может быть интересно: Что делать, если ребенок ненавидит свою внешность
Осознание тела
В первый год жизни младенец активно изучает и понимает свое тело всеми органами чувств. С помощью сенсорных клеток в мышцах, сухожилиях и суставах он ощущает себя изнутри = кинестетическое восприятие. Благодаря осязанию он познает все части своего тела через прикосновение, а прикосновение, ношение и укачивание также способствуют осознанию тела.
Растущая способность двигаться позволяет младенцам и малышам по-новому ощущать свое тело. «Я чувствую свои ноги и руки, следовательно, я существую» — так можно было бы назвать эту часть развития эго.
Его собственное отражение
Когда ребенок смотрит в зеркало, он улыбается своему отражению. Он очарован лицом, смотрящим на него, и тянется к нему. Сначала малышу кажется, что другой малыш смотрит на него и смеется над ним. Поэтому он пытается заглянуть за зеркало и найти этого ребенка.
Между 18 и 24 месяцами ребенок начинает узнавать свое отражение. Сначала он выглядит немного смущенным в зеркале. Как только он познакомится со своим отражением в зеркале, он будет играть со своим выражением лица и корчить рожицы.
Может быть интересно: Воспитание: важные правила установления границ
Я есть
Я. Узнавание собственного Я также выражается в языке и жестах. В возрасте от 18 до 24 месяцев дети начинают говорить о себе. Первоначально они делают это со своим именем, например, «Коля пить!» — что означает «Я, Коля, я хочу немного сока».
Или девочка приседает на пол, морщит лоб и сердито говорит: «Мария злая!» Этим она пытается дать понять, что совершенно не согласна с ситуацией. Некоторые дети не используют свое собственное имя, а называют себя «Ты». Это происходит из-за того, что окружающие обращаются к ним на «ты»: «Тебе нравится…. Ты делаешь…».
Через несколько недель оба ребенка уже переходят на «Я». «У меня есть сок», — говорит Коля, и «Я злая!» — решительно заявляет Мария.
Быть против чего-то укрепляет эго
Развитие самосознания продолжается примерно с первого до третьего дня рождения и требует практики. Одна из возможностей практиковать — «быть против». Если мама или папа что-то предлагают, они получают в ответ «нет». Этим нет, ребенок дает понять, что я не такой, как вы, я другой. С быстрым «нет» ребенок дает себе передышку. Он просто не может так быстро подстраиваться под чужую волю. Он хочет открыть мир и решить для себя. С «нет», это выигрывает ему время.
Если родители дают ребенку это время и не начинают сразу объяснять, то они наблюдают, что через несколько минут ребенок подхватывает идею родителей и присоединяется к ней. Например, ребенок играет, а папа говорит: «Давай, обувайся, мы идем в сад». В ответ получает «нет». Тем не менее отец выходит в прихожую и начинает сам обуваться. Он говорит мимоходом: «Солнце светит. В саду будет хорошо».
Ребенок встает с пола, оставляет игрушки, и выходит в прихожую: «Обувь», — вот что он теперь говорит. Эта «отсроченная адаптация» является огромным достижением для детей. Они всегда должны быть в состоянии примирить потребность в самоопределении с потребностью в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы у родителей и детей было достаточно времени на этом этапе развития.
Быть против родительской воли не означает, что ребенок знает, что хочет он/она. Дети быстро говорят «нет», чтобы потом понять, что «они сами этого хотят». Но затем они сталкиваются со следующим вызовом, а именно: «Чего я на самом деле хочу?» Если у него нет собственного представления, то ребенок делает шаг назад и хочет придерживаться того, что он делает в данный момент или требований родителей. Здесь тоже помогают время и четкие действия родителей. Тогда ребенку легче будет приспособиться к чужой воле или позже сделать ясной свою собственную мысль.
Я то, что я могу
На втором и третьем году жизни у ребенка появляется сильная воля и стремление все делать самому и в одиночку. Он чувствует себя гордым и счастливым, когда это удается. Если что-то не получается, он чувствует себя неудачником. Он расстроен, а также испытывает стыд и сомнения. Вот почему родители снова и снова наблюдают, что дети сильно плачут, когда с ними что-то происходит.
Карина (2 года), например, размешивает какао. Она гордится тем, что уже может это делать. Сегодня она хочет показать это своей бабушке и становится довольно активной из-за чистого энтузиазма. Чашка опрокидывается, и какао расплескивается по столу. «Нет», — сердито кричит Карина, а затем заливается слезами. С криками и рыданиями она заползает под стол. Карине так неловко из-за собственного несчастья, что она хочет избавиться от него. Она хочет отменить это, поэтому она кричит и прячется.
Другие дети помогают себе, делая вид, что ничего не произошло. Они часто надевают «ухмылку».
Взрослые потом думают, что ребенок занимается ерундой и даже смеется над ними. Если внимательно присмотреться, то видно, что лицевые мышцы ребенка сильно напряжены. Это «гримасничанье» является выражением большого эмоционального напряжения, которое в данный момент испытывает ребенок. Обычно помогает сохранять спокойствие, вытереть какао и дать ребенку время снова успокоиться.
Мое и твое
Владение чем-то также повышает уверенность в себе. Малышу все равно, в какой кроватке он находится и кормят ли его «собственной» ложечкой. С возрастом все меняется, он все решает сам. Он хочет сесть на свое место, он кричит, когда брат или сестра дотрагиваются до «его мяча» и т. д. В начале этого развития есть «мое» и «я». Однако ребенок видит вещи немного иначе, чем мы, взрослые.
Все, чем дитя только что завладело, оно считает своим. И то, чем оно еще не обладает, оно хочет завоевать. Бывает так, что двухлетний ребенок стоит в песочнице, держит обеими руками много игрушек и все равно кричит, когда другой малыш начинает играть с другими свободными игрушками.
Опять же, ребенку требуется терпение и ясность, чтобы обнаружить что теперь у него нет свободных рук, чтобы играть. Он отпустит игрушки и поймет, что хорошо играет с одной или двумя вещами.
Когда взрослые наблюдают за детьми на детской площадке, они снова и снова видят следующую сцену: лопатка для песка часами лежит в углу песочницы. Потом один ребенок начинает копать этой лопатой, и теперь другие дети тоже хотят иметь именно эту лопату. Что случилось? Копая, один ребенок практически «оживил лопату» и теперь это становится интересно и остальным. Под присмотром взрослых дети постепенно узнают, что они могут продолжать использовать что-то, например, после того, как начали копать. Они также понимают, что им нужно ждать, чтобы получить что-то, если игрушка в руках другого ребенка. Обычно они сами начинают делиться или давать что-то, если вы не принуждаете их к этому и даете им время высказаться. К концу этого этапа развития они в совершенстве освоят «мою и твою» концепцию.
Говорение помогает
Растущее понимание языка помогает детям справляться со многими конфликтами, возникающими в этот период развития с родителями и с другими детьми. Когда они лучше общаются с помощью слов, они также реже используют язык тела. Поэтому понятно, что дети, которые немного медленнее овладевают языком, чаще сталкиваются с трудными ситуациями и становятся злыми и отчаянными, когда им сопротивляются.
Ты уже можешь много думать, но еще не можешь не сказать. В результате их реже понимают, и они чаще сталкиваются с недопониманием и неудачами.
Эти дети часто нуждаются в своих родителях как в «переводчиках» при общении с другими и при разрешении конфликтов.
Перспективы на будущее
Как только ребенок осознает, что он «я есть я», он сможет все лучше, и лучше осознать и принять, что мама и папа — это «ТЫ». После третьего дня рождения они понимают, что у других людей другие мысли, идеи и потребности. Это развивает эмпатию и способность смотреть на вещи с другой точки зрения. Он расширяет свое понимание чисел, свой словарный запас и грамматику, и, наконец, он понимает слово МЫ и развивает свои групповые навыки.
Все это достаточно непростая задача для детсадовского периода. Таким образом, когда родители поддерживают своего ребенка достаточно времени, дают ему много терпения, ясности и внимания в течение захватывающего периода развития эго, это принесет отличный результат.
Также читайте: История матери очень непослушных детей