Воспитание

Мультфильмы в жизни детей: когда начинать и как выбрать

Мультфильмы в жизни детей

Многих родителей волнует вопрос, когда малышу можно начинать показывать мультфильмы. В поисках информации они обращаются к интернету, находят множество противоречащих друг другу советов. Одни специалисты поддерживают раннее привлечение детей к этому виду искусства, другие протестуют, утверждая, что дошкольникам не стоит привыкать к такому времяпровождению, а знакомить с этим жанром после 5–6 лет. Кто прав? Как разобраться в этих мнениях, найти ответ на этот вопрос? Давайте попробуем понять, когда и как знакомить ребенка с этим видом искусства.

Содержание:

О важности мультфильмов в развитии детей

Влияние просмотра мультипликации на детей дошкольного возраста велико. Дети копируют все, что видят, перенимают определенные варианты поведения, учатся на примере понравившегося героя. Основой для познания окружающего мира является зрительное восприятие. Маленький ребенок еще не может отделить хорошее от плохого, доброе от злого. Каждый кажущийся для нас очевидный вывод малыш принимает, основываясь только на собственном небольшом опыте, или экспериментируя. Мы не всегда можем предугадать, как отреагирует кроха на определенные события или предметы. Взрослые смотрят на окружающее не так, как дети, поэтому ребенок не всегда может правильно оценить пользу или вред от определённого действия. Именно сложность в понимании, как тот или иной мультфильм отразится на поведении, является камнем преткновения для сторонников позднего знакомства с мультипликацией.

Ошибочно думать, если на картине написано, что она для детей, то ее можно просто включить ребенку любого возраста, и он с удовольствием будет смотреть и не нужно думать о последствиях. Часто родители наделяют кроху несуществующим природным вкусом, предполагают, что он может самостоятельно совершить отбор. Это не так. Детей увлекает не столько сюжет, сколько специальные методы привлечения внимания, используемые современными мультипликаторами. Будьте очень осторожными, чтобы не развить у малыша привыкания к такому времяпровождению.

Прежде чем предложить крохе мультфильм, рекомендуется убедиться, что в нем отсутствует ряд специфических черт, которые губительно сказываются на неокрепшей психике ребенка до 6-ти лет.

Особенности, которые стоит учитывать:

  • Слишком яркие картинки, агрессивный звуковой ряд, повторяющаяся звуковая дорожка, которая очень быстро запоминается или насыщена резкими перепадами громкости приводит нервную систему в возбуждение, сказывается на восприятии и поведении малыша. Яркие цвета и часто сменяемые картинки вынуждают кроху реже моргать, что приводит к пересушиванию глаз, а в последствии к нарушению зрения;
  • Необычные герои часто показываются во весь экран. Дети до 6-ти лет очень быстро проникаются симпатией к таким героям, начинают отождествлять себя с ними, если к этому добавится не совсем правильное поведение, то в результате можно заметить, как ребенок начинает вести себя плохо;
  • Незаконченность сюжета по завершении серии. Детям до 6-ти лет не рекомендуется предлагать сериалы, которые не имеют в каждой серии логического завершения, вывода. Любое действие, которое наблюдал кроха должно быть пояснено и закончено. Если по завершении просмотра остается ощущение незавершенности, то малыш будет требовать продолжения. Современные мультипликаторы активно пользуются таким методом, чтобы увеличивать количество просмотров, привлекать больше зрителей;
  • Сложные явления, имеющие противоречивый смысл или пропаганда неклассических норм. Постарайтесь четко разграничивать возраст, для которого создан мультфильм, избегать экземпляры с нечеткими границами отношения к определённым поступкам. Например, популярный сериал «Маша и медведь» часто дает неверное представление об отношении к вещам, окружающим живым существам. Главная героиня в большинстве случаев ведет себя плохо. Исходя из возможности негативного влияния, не рекомендуется предлагать детям дошкольного возраста смотреть такие мультфильмы.
Читать так же:  Почему старший ребёнок ревнует младшего к родителям: как этому противостоять, какие ошибки совершают мамы и папы

Если мультик содержит в себе события, которые ваш ребенок не может соотнести с каким-либо собственным опытом, но с удовольствием смотрит, не отрываясь от экрана, то стоит задуматься и проверить заинтересовавший его сюжет на наличие особенностей, позволяющих удерживать внимание крохи.

В норме малыш дошкольного возраста должен легко отвлекаться от происходящего или во время просмотра стремится повторить увиденное. Если он реагирует чересчур активно, протестует, требует продолжения, то это свидетельствует о формировании некоторой привычки к такому виду деятельности, неплохо задуматься над исключением мультфильма из списка для просмотра.

С какого возраста смотреть мультики

Если вы приняли решение знакомить кроху с мультфильмами, то помните, что подбор подходящих по возрасту продуктов является основой для избежания неприятных последствий. Каждый мультик или небольшой сюжет должен первоначально пройти оценку на соответствие возрасту.

Опытные мамы говорят, что полностью без мультфильмов обойтись вряд ли удастся, но лучше остерегаться раннего знакомства. До 2–3 лет стараться не знакомить совсем или делать это очень осторожно. Детям 3-х лет можно предложить небольшие истории, которые будут рассказывать о правилах поведения, разъяснять различные события, знакомить с миром науки. Полезность мультипликационного контента для трехлеток не доказана, а вот длительный просмотр может сказаться на зрении малыша. Нужно или нет знакомиться с мультфильмами ранее 3-х лет − решать вам.

После 36-ти месяцев можно начинать использовать мультипликационные фильмы в качестве обучающего материала. Развитие строится по тем же принципам, что и знакомство с театром, музеем или другими видами искусства. Рекомендуется вести беседы о сюжете, моральной составляющей. Делать это дозировано или в качестве бонуса.

Начинать знакомство хорошо с простых понятных историй, рассказывающих ему о событиях, которые он может понять. Хорошо, если главный герой на протяжении фильма меняется, получает новые знания, приобретает правильные установки для поведения. Основной посыл мультфильма должен нести добрые, вечные ценности, не допуская насилия физического или морального.

Читать так же:  Нет, нет, нет: фаза неповиновения у малыша и как с этим справиться. Советы мамам, как с этим справиться

Детям 4-х лет хорошо начинать показывать более сложные сюжеты для обсуждения правильного поведения, подбирать варианты по вопросам, которые вызывают сложность или непонятны. Например, если малыш боится прививки, то накануне можно познакомить его с советским мультиком «Про бегемота, который боялся прививок».

К пяти годам дети уже готовы воспринимать длинные сюжеты с более сложным смыслом. Предложите провести совместный сеанс, на котором посмотрите «Снежную королеву», «12 месяцев» или другой подходящий фильм на ваше усмотрение, обсуждайте важные моменты, поведение героев. Старайтесь вызвать на разговор об отношении к другим людям, животным, поступкам. Чем больше вопросов вы обсудите, тем лучше.

При подборе для совместного просмотра мультфильма рекомендуется заранее ознакомиться с сюжетом, убедиться, что он подходит дошкольнику, не имеет сложных для его понимания ситуаций или сцен, которые могут негативно сказаться на крохе. Не стоит переоценивать зрелость вашего малыша, такие фильмы как «Гарри Поттер», «Монстры на каникулах» и т. д. для взрослых кажутся интересными, веселыми, а дети с неокрепшей психикой могут неоднозначно среагировать на ряд сцен.

Нужно ли доверять возрастной оценке

С введением закона о защите детей от информации, несущей вред, все мультфильмы прошли определённую проверку, получили ограничения по возрасту для просмотра. Но не доверяйте полностью такой оценке.

Проверку прошли только герои, сюжет на содержание действий противоречивых общепринятым нормам морали, соответствие продолжительности по определённому возрасту, а вот скрытый от первичного взгляда взрослый смысл, влияние на психику крохи проверить простой работой комиссии сложно. Именно из-за этого появилось большое количество видеоматериала с пометкой 0+, но это не говорит, что мультфильм будет положительно влиять на малыша или поможет ему изучить мир. Да, герои не будут совершать насильственные действия или общественно опасные поступки, но они могут вести себя в корне неверно, показывая плохой пример для подражания.

Какими должны быть мультики

Если возрастная оценка на продукции не всегда полностью отражает соответствие с реальными детьми, аниматоры и мультипликаторы пользуются хитрыми приемами зомбирования, как же выбрать мультик для ребенка?

Опытные мамы рекомендуют начинать знакомство с миром мультипликации со старых советских мультфильмов. Благодаря жесткой цензуре, четко прописанным нормам поведения детей в тот период истории, авторы сюжетов для детей старались сделать их максимально полезными и добрыми. Современные работы направлены чаще на привлечение внимания, его сохранение, большая часть детской продукции создана по принципу яркой картинки и запоминающейся музыки. Но попадаются хорошие экземпляры, поэтому неправильно однозначно ругать современных авторов.

Мультфильм для дошкольника должен быть:

  • Добрым. Слова героев, смысл, отношения должны выстраиваться на принципах взаимовыручки, помощи, сопереживания.
  • Поучающим. Каждый сюжет должен нести полезную мысль или вывод. Если при предварительном просмотре вы не можете понять, что малыш узнает нового, то не предлагайте ему такой мультик;
  • Логичным. Для детей до 6-ти лет подбирайте простые мультфильмы с линейно развивающимися событиями. Если это мультсериал, то каждая серия должна восприниматься отдельно от других, не требуя знакомства с предыдущей.
Читать так же:  Как правильно мыть руки — учим ребенка гигиене в игре

Кроме выделенных качеств желательно помнить о нескольких принципах подбора материала для просмотра и характеристиках сюжета.

Принципы подбора

  • Соответствие возрасту. Мультик должен соответствовать умственным потребностям малыша, нести необходимую информацию, которая рассказывает об окружающем мире;
  • Отсутствие противоречащих вашим убеждениям событий и поведений героев;
  • Образовательный посыл;
  • Логическая структура;
  • Ясный, недвусмысленный сюжет;
  • Сдержанная интенсивность развития событий;
  • Отсутствие откровенной агрессии и положительный финал.

Общие характеристики

Если рассматривать все мультфильмы для детей до 7-ти лет, то выделяются несколько пунктов, которые обязательно должны присутствовать:

  • Воспитательный момент. Любой сюжет должен учить правильному поведению в понятной, недвусмысленной форме. Попробуйте избегать размытых рамок, неоднозначности в поступках главного героя. Хорошо, если мультфильм завершается выводом из просмотренного видеоряда, рассказывает, как правильно себя вести или относиться к другим людям или предметам;
  • Образовательный аспект. Рекомендуется знакомить малыша с вариантами, из которых он узнает что-то новое, научится чему-нибудь или потренирует навыки;
  • Эмоциональная окраска. Сюжет должен воспитывать у ребенка разнообразные чувства. Испытывая сопереживание, волнение, радость или восторг кроха будет расти добрым и отзывчивым. Постарайтесь не показывать сюжеты, вызывающие злобу или агрессию в ярких проявлениях. Даже фантастические истории с борьбой при помощи волшебных палочек могут нанести вред в формировании картины мира;
  • Целостность основного героя, небольшое количество персонажей в кадре. Детям дошкольного возраста рекомендуют смотреть мультфильмы, где герой изменяется в духовном или физическом плане постепенно, в результате морального выбора и совершении добрых поступков. Рекомендуется избегать экземпляров с постоянно большим количеством героев в кадре, чтобы малыш четко понимал, кто является главным персонажем, воспринимал его действия;
  • Цветовое и звуковое решение. Важный аспект, позволяющий избежать привыкания, снизить нагрузку на зрение. Старайтесь избегать очень ярких цветов, напряженной музыки. Резкие перепады звука, громкие вскрики или хлопки могут негативно сказываться на нервной деятельности.

Учитывая эти факторы легко подобрать интересный, полезный мультфильм.

В какое время смотреть мультфильм

Отдельно отметим вопрос времени просмотра мультипликационной продукции. Оптимальным будет время после обеденного сна. Но на ваше усмотрение это может быть и утро, если вы никуда не планируете идти или вечер, но не позже, чем за 3 часа до сна.

Мультик рациональнее включать во время, когда малыш активен, бодр и не испытывает желания спать или есть. Такое времяпровождение может возбудить ребенка, поэтому не стоит смотреть мультфильмы перед ночным или дневным сном.

А какие именно мультфильмы будут полезны и интересны вашему малышу в зависимости от возраста, читайте в статей «Список лучших развивающих мультиков для детей».

По материалам: kukuriku.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button