Психология

Развитие детей: 3 занимательных приёма от психолога П. Зыгмантовича

Содержание

  1. Что лучше – много или мало игрушек
  2. Как научить удачливости
  3. Как развить находчивость

Сколько игрушек необходимо ребёнку? Как помочь поверить в свои силы? Как выработать смекалку у малыша, умение творчески мыслить? Павел Зыгмантович предлагает три действенных способа, которые станут полезными в развитии детей.

Павел Зыгмантович

Что лучше – много или мало игрушек

Факт – достаточно нескольких безделушек. Американские учёные провели эксперимент с младенцами возрастом от полутора до двух с половиной лет. Детей разделили на две группы и предложили 15 минут поиграть без помощи взрослых. Но одной части ребят выделили 17 игрушек, во второй – всего 5.

В результате, если погремушек и кукол было много, то малыш уделял им всего минуту, когда мало – две. Интересно было наблюдать за коллективом, где количеств игрушек было небольшим. Ребёнок снова возвращался к уже знакомой вещи, но игровой сюжет раз за разом изменялся – проявлялась фантазия, творческое воображение.

У меня был на вооружении любопытный бабушкин приём: периодически забирать часть безделушек, а потом подсовывать их внукам. Одновременно знакомые вещички незаметно прятались. Восторг был неподдельным – у бабушки так много новых игрушек, как увлекательно!

Так что не спешите приобретать своему чаду весь ассортимент в «Детском мире», пусть проявляется творческое начало. Меняйте погремушки с куклами, создавайте эффект новизны.

Как научить удачливости

Обычная ситуация: 4-5-летнего ребёнка просят отнести в комнату развалившуюся машинку. О том, что вещь повреждена, он не знает и решает, что сам её сломал.

Интрига в том, как сформулировать просьбу. Первый вариант: «Стань мне помощником и перенеси машинку». Второй: « Поможешь маме? Нужно убрать вещи». На первый взгляд, фразы одинаковые, но результат очень различается.

Читать так же:  “Ты уже большой!” – почему эту фразу ни в коем случае нельзя говорить ребенку

Помощниками быть хотели все, но повторно уже не соглашались на эту роль. Дети не могли успешно выполнить задачу и боязнь новой неудачи приводила к отказу. Они считали – если справились, то хорошим помощником не станут. Срабатывала установка на заданность: «Во мне уже заложены определённые качества, изменить и развить их не получится». Детский вывод: «Я плохой».

Когда малыша просили помочь, затруднение не превращалось в оценку себя. Он рассуждал: «Сейчас не смог, попытаюсь еще раз и тогда всё удастся». Так проявляется установка на развитие – всему можно научиться, давай попробуем заново.

Чтобы ребёнок рос уверенным в своих силах, побуждайте его к действиям – сделай, помоги, постарайся. Неудача станет восприниматься как очередная ступенька к успеху, которую необходимо преодолеть.

Как развить находчивость

Смекалка и сообразительность у детей проявляется в размышлении о социальных ролях, которые они реализовывают в жизни.

Поиграйте в игру: « Смотри, как интересно получается – мне ты сын, для сестры – брат, в школе – ученик, кем ты можешь быть ещё?» Ребёнок проведёт аналогию с вашими сравнениями и ответит, что он – сосед, друг, зритель, пассажир. Перечислите национальность, пол, расу – чем больше появится характеристик, тем лучше.

Следующий шаг – порассуждайте над спецификой социальных статусов. Что значит –быть мальчиком? Что можно и что нельзя делать? Как ведут себя пассажиры? Почему? В результате малыш продемонстрирует находчивость и креативность в мышлении.

Психологи из университета Северной Каролины (США) провели любопытный эксперимент с двумя группами ребят. С одними детьми беседовали о ролях в обществе, с другими – о строении тела человека. Затем им предложили решить задачу:

«Винни-Пух пришёл к дереву, в дупле которого пчелы соорудили улей, и хочет полакомиться мёдом. С собой он принес набор Лего в твердой коробке. По деревьям он лазать не умеет, а деталей конструктора не достаточно, чтобы построить лесенку до дупла. Как поступить Винни-Пуху?»

В группе детей, с которыми беседовали об общественных статусах, 50% придумали выход из ситуации – поставить лесенку на коробку и таким образом сделать её выше. А в другой, где изучали человеческое тело, – только 13% справились с головоломкой.

Читать так же:  Рекомендации, которые помогут ребенку справиться со школьным стрессом

Вывод: размышления об идентичности, ролях в обществе усиливают находчивость и креативность, положительно влияют на гибкость мышления. Однако необходимо рассуждать именно о себе, а не о других – такое необычное наблюдение.

Мне нравится1Не нравится

По материалам: detki.guru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button