С какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка
Содержание статьи
Содержание
Существует ли правильный возраст начала воспитания ребенка? Когда начинать воспитывать ребенка? Такие вопросы молодые родители часто задают детским психологам или «закоренелым» матерям.
Однозначно, с первым «нет» стоит познакомить ребенка уже с года. Малыш, которому 7 или 8 месяцев от роду, старательно протирающий своим обслюнявленным печеньем только постиранное белье, вряд ли поймет ваше замечание и недовольство. Его целью не является расстроить вас, он всего лишь познает этот мир, учится новому, экспериментирует.
Но если ребенку уже больше года и любые ваши дисциплинарные беседы проходят мимо маленьких ушек, стоит задуматься над тем, что вы делаете не так. Ребенок к этому возрасту должен уметь слышать слово «нет» или хотя бы быть знаком с ним. Если этого не происходит, малыш постепенно начинает вести себя все хуже и хуже.
В разном возрасте восприятие окружающего мира кардинально разное, важно научиться донести до ребенка, что можно, а что нельзя делать. Любящим родителям важно помогать познавать окружающий мир своему ребенку, правильно выплескивать свою энергию и направлять ее в нужное русло.
Итак, воспитание ребенка, с какого возраста – разберемся.
От года до полутора лет
Годовалый малыш чрезвычайно любопытен, ему хочется все исследовать, многое попробовать. Под пристальным внимание взрослых кроха получает новые впечатления.
Ребенок первого года жизни будет демонстрировать разный спектр эмоций, в том числе агрессию. Её проявление вовсе не связно с настоящей злобой, а скорее с возможностью испытать свои новые навыки.
Важно понимать, что, если ребенок ударит другого малыша, для него это забава, сродни тому, что нажать на клавишу на игрушечном пианино. Нажал и появился звук. В данной ситуации аналогично, ударил, малыш плачет, то есть появился звук.
Ваша задача быть рядом со своим ребенком и объяснить ему: «Драться и обижать других – нельзя, Сашеньке больно». Ребенок вам доверяет, считывает ваши эмоции. Вы его друг и наставник.
Уберите все опасное, дорогое, бьющиеся туда, где ребенок не сможет этого достать. Он должен свободно исследовать пространство.
Не рекомендуется посещать с малышами те места, где нужно вести себя «как взрослый». Малыш не понимает, что это значит, и что от него хотят. Он должен чувствовать себя свободно. Избегайте лишней суматохи.
Важно! Если кроха генеративный, эмоциональный – способствуйте тому, что он больше двигался (бегал, прыгал, лазил). Такому ребенку требуется выплескивать свои эмоции.
Но отдавайте себе отчет в том, что, если ему будет дозволено прыгать с кровати, как с трамплина или покарать обеденный стол, как Эверест, он будет думать, что такое поведение – норма. В таком случае он начнет вести себя так везде, где заблагорассудится.
Совет! Продумайте, что вы будите делать, если ситуация начнет выходить из-под контроля.
Например, вы пришли в гости, где много вещей, трогать которые нельзя. Прихватите с собой любимые игрушки крохи, а лучше всегда иметь несколько мелких новых игрушек, которые удобно взять с собой. Новым ребенка всегда заинтересовать легче.
Интересно: Активно слушать – что это значит и как это помогает в воспитании ребёнка
От полутора до 2 лет
Полтора года – новый, важный этап в жизни ребенка. Происходит скачок его эмоционального и физического развития. Родители замечают, что поведение изменилось. Кроха уже знает такие слова, как «я», «мой». Чувство собственности обостряется.
В восемнадцать месяцев ребенок обладает небольшими навыками самоконтроля. Но работать это будет только при вашем участии. Например, малыш не может достать игрушку, вы можете попросить подождать минуту, и предложить свою помощь. И он действительно будет ждать.
Если у вас случился неудачный опыт, значит до этого вы не объясняли или не регулярно доносили до ребенка какое поведение недопустимо. Если это так, начните разговаривать об этом с ребенком уже сегодня. Не бойтесь опоздать.
Несколько простых советов, которые вам помогут:
- Куда бы вы не собиралась со своим ребенком, планируйте все заранее. Это поможет избежать стресса вам и ребенку. Любая ситуация, в которой вы чувствуете себя уверенно и держите все под контролем, проходит легче.
- Проводите как можно больше времени со своим ребенком. Изучайте его. Если вы будите понимать в каких ситуациях он терпелив, а когда его легко вывести из себя, вы сможете помогать ему правильно развивать чувство самоконтроля. Понимать в каких ситуациях лучше его сдерживать, а в каких позволить выплеснуть накопившиеся эмоции.
- Не наказывайте своего ребенка, если ему трудно справиться со своими переживаниями, тяжело успокоиться. Не стоит обвинять его или сравнивать с другими детьми. Лучшим развитием событий будет, если вы пожалеете кроху, объясните ему, что он должен стараться держать себя в руках.
Интересно: Родинки на теле ребенка: предупреждение или тайное послание
От двух до трех лет
Об этом возрасте ходят легенды, его боятся и с ужасом ждут все мамы. Печально известный «кризис трех лет». К этому возрасту вы должны были регулярно объяснять ребенку нормы приличного поведения, стараться помогать ему верно выражать свои эмоции.
Если малышу два года, и вы еще не достигли желаемого результата, вашему отпрыску все еще сложно делиться с другими детьми, не выражать эмоции кулаками, управлять своим настроением, не переживайте к трем годам все должно стать намного лучше.
Если вы посчитали, что контроль над поведением малыша неуместен до этого возраста, готовьтесь к тому, что к двум годам вы столкнетесь с пиком его эмоциональности и агрессивности. Если у ребенка задержка в развитии речи, это выброс будет еще больше, из-за того, что словесно выплеснуть накопившейся груз эмоций для него непосильно. Вы будите наблюдать резкие скачки эмоций.
В этот период важно, как вы будите себя вести. Помните, что родители являются примером для своего ребенка в плане психоэмоционального состояния. Контролируйте себя.
Двухлетний малыш склонен к тому, чтобы ярко выражать свои эмоции. Не провоцируйте его лишний раз. Сглаживайте углы или старайтесь полностью избегать ситуаций «эмоциональных качелей».
Например, не стоит отправляться по делам с ребенком, если близится время дневного сна. Малыш будет беспокойный, уставший и не будет слушать ваши замечания. А только больше расстроится из-за ваших переживаний. Не нагружайте ребенка занятиями. Все должно быть в меру.
Еще один частый вопрос – что предпринять, если вашему ребенку предстоит идти туда, где придется играть с детьми, но он выражает частые вспышки агрессии, жадничает, дерется? На этот счет есть несколько советов:
- заранее поговорите с малышом, объясните, что драться – это плохо. Объясните ему то, что важно уметь делиться своими игрушками;
- уточните у ребенка, хочет ли он убрать какую-нибудь свою вещь, игрушку;
- донесите до него, что вы обязательно будите рядом, если он расстроится или будет чем-то недоволен. Он должен знать, что вы всегда поможете ему.
Ограничьте или запретите вашему ребенку смотреть телевизор. До двух лет ему это совсем не нужно. Просмотр телевизора будоражит ребенка.
Вместо этого планируйте с вашим чадом больше активностей, в том числе на улице. Занимайте его чем-то более полезным. Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его успехи и хорошее поведение.
Ребенок – целый мир для своих родителей, а они его проводники в нем. С вашей помощью он учится новому. Психология общения с ребенком очень важна. Кроха всегда копирует поведение родных людей. Старайтесь быть к ним внимательны к нему и не забывать про свое эмоциональное состояние, тогда вы обязательно не упустите ничего важного, и обязательно сами разберетесь, со скольки воспитывать ребенка, который владеет своими эмоциями. А наши советы в этом вам обязательно помогут.