Тайм-аут: что это – разумный метод воспитания или жестокое наказание? Нужно ли таким образом наказывать детей
Содержание статьи
Содержание
- Увеличение дистанции может быть полезно
- Тайм-аут – это штраф
- Наказания отвлекают
- Причина – не категория действий для малышей
- А что мы будем делать вместо этого?
- Родитель в роли лидера
Один из методов очень популярен в некоторых семьях: так называемый «тайм-аут». Его используют, когда ребенок, по каким-то причинам какие-то нарушивший правила, на некоторое время полностью изолируется. Дома наказанного часто отправляют в отдельную комнату – посидеть и подумать.
Увеличение дистанции может быть полезно
На первый взгляд это не кажется чем-то плохим с образовательной точки зрения: ребенок получает четкую отрицательную обратную связь в отчёт на свое нежелательное поведение и, в то же время, возможность успокоиться и подумать о том, что он сделал не так. Всё взрослые также знакомы с острыми конфликтными ситуациями, в которых полезно сначала разобраться и немного отдалиться.
Однако здесь нужно проводить очень четкое различие и в такой ситуации либо оба решают, что необходимо на время расстаться, либо только один человек чувствует эту потребность – и тогда он обычно тот, кто уходит из комнаты. В этом примере никого не «высылают» и, следовательно, не «наказывают» .
Тайм-аут – это штраф
Читайте также: Авторитарное воспитание: определение и пример
Однако в случае тайм-аута о добровольности не может быть и речи. Ребенка отправляют прочь; он получает четкий сигнал, что он больше не нужен в сообществе – независимо от того, просят ли его дружескими словами или криком, полным гнева, покинуть комнату. Многие эксперты по детскому развитию против такого метода воспитания и обосновывают это следующим образом: «Мы никогда не должны забывать, что дети не могут различить, наказаны они за какие-то свои качества или за действие. Взрослые обычно не подозревают об этой разнице восприятия. Поскольку страдает самооценка, такие дети на любой проступок продолжают реагировать так, как будто это их вина. Метод игнорирования не объясняет ребёнку, что он сделал не так, но он все равно несёт наказание».
Большая опасность с тайм-аутом заключается в том, что ребенок чувствует себя отвергнутым как личность – как бы родители ни старались дружески оправдать этот метод. Ребенок прекрасно видит: родители не справляются вместе с ним с трудными ситуациями, а показывают, что он не оправдывает их ожидания. Не соответствуешь – уходи. Это чувство, скорее всего, останется, даже если через некоторое время родители спокойно будут искать решение вместе с ребенком. Минуты, в течение которых он сидел изолированно и беспомощно в своей комнате, этим не компенсируются.
Наказания отвлекают
Читайте также: Психология и воспитание детей 3-4 года: особенности, кризисы, советы
Кроме того, тайм-аут имеет такие же проблемные последствия, как и другие наказания: они обычно не заставляют ребенка по-настоящему понять, почему его поведение было неправильным. Скорее, такого рода штрафы отвлекают от реальной проблемы. Как правило, наказание приводит к тому, что ребенок чувствует несправедливое отношение к нему и злится или грустит из-за того, что для него фактически означает наказание – например, из-за того, что он больше не может играть в одной комнате с родителями.
Это значит: ребенок обеспокоен последствием наказания для себя, но не тем, чему он должен на самом деле научиться от наказания. Метод игнорирования также часто мешает взрослым серьезно задуматься о причинах такого поведения. Потому что, внезапное детское хулиганство часто является признаком, что дети каким-либо образом перегружены или от чего-то пострадали. Родители тоже видят только следствие, а долгий период игнорирования отдаляет их от причины.
Причина – не категория действий для малышей
Читайте также: Гармоничное воспитание ребенка: прихоть или современная необходимость
Кроме того, тайм-ауты часто используются в возрасте, когда дети с трудом контролируют свои эмоции и поведение. Маленьким детям не хватает способности, которая есть у нас, взрослых: контроля над импульсами, то есть способности не навязывать такие внезапные желания, как «Я хочу игрушку, немедленно купите!», а сначала подумать об этом или спокойно решить проблему.
Они по-прежнему в высшей степени руководствуются инстинктами и эмоциями, и на самом деле развитие их мозга все еще находится на той стадии, когда разумное поведение часто бывает невозможным.
Аналитическое мышление не работает, потому что чувства намного сильнее. Контроль над импульсами развивается очень медленно – первые успехи часто наблюдаются в возрасте от четырех до пяти лет, но даже подростки могут демонстрировать свои эмоции, которые еще не так хорошо контролируются. Ответственный отдел мозга будет полностью развит только примерно к двадцати годам. Вот почему тайм-ауты часто означают, что мы наказываем детей за то, что они просто не могут сделать и проконтролировать.
А что мы будем делать вместо этого?
Интересно: Отец-одиночка остался с 7 детьми: как сложилась жизнь Михаила, которого оставила жена
Вполне могут быть ситуации, в которых проблема не может быть решена, если все находятся на месте, или в которых, как упоминалось выше, необходимо расстояние. Если, например, на детской площадке ребенок продолжает причинять боль другим детям, их необходимо защищать, а такому малышу нужен четкий сигнал. Но если он вынужден сидеть один в комнате или в углу, стресс этого ребенка только увеличивается, его самооценка снижается, и в конечном итоге проблемы имеют тенденцию усугубляться.
Ребенку может потребоваться некоторое время в одиночестве. Это разумно: покинуть комнату, чтобы успокоиться и подумать о своем поведении – но это должно происходить в компании взрослого, а не с сообщением:
Долой тебя, мы не хотим, чтобы здесь находился кто-то такой вредный!
Правильнее будет другой посыл:
Мы должны защитить других, и тебе нужно несколько минут, чтобы успокоиться.
Этот «сопровождаемый тайм-аут» вполне может включать в себя молчание на минуту или две, чтобы ребенок мог подумать о своих собственных поступках. Затем вы можете попытаться осторожно спросить, почему малыш ведет себя так. И здесь свое место занимают четкие заявления о том, что ожидается взрослыми от детей. Например, можно объяснить, что драться нельзя.
Как уже указывалось, очень важно рассмотреть, какие причины могут быть фундаментом проблемного поведения. Есть проблемы дома? Нужно ли ребенку сейчас немного больше внимания? Достаточно ли он выспался?
Такой тайм-аут в сопровождении кого-то из родителей быть полезным в любой ситуации. Не только, когда малыша нужно изолировать от других детей. Например, взрослый может пойти с ребенком в другую комнату или устроиться за дверью снаружи и сказать:
Давай ты успокоишься, я тоже успокоюсь и вместе подумаем, как мы можем решить эту проблему.
Читайте также: Чем может помочь строгое воспитание ребенку в будущем
Итак, ребенок получает два важных сообщения: он сделал что-то не так, его действие повлекло за собой наказание, но все же его отец или мать остается на его стороне и пытается найти решение вместе с ним. Так он учится отвечать за свои поступки.
Родитель в роли лидера
Иногда, когда вы, как мать или отец, находитесь на грани психического расстройства и даже несколько глубоких вдохов не помогают, именно вам может потребоваться перерыв. В этом случае вы можете сказать, например:
Мне нужен небольшой отдых. Я ненадолго отойду.
И, например, выйти на балкон подышать свежим воздухом или на кухне попить воды. Тогда это тоже нечто совершенно иное, чем тайм-ауты для ребенка, потому что собственная потребность взять паузу тоже важна. Но, когда это озвучивается, малыш не воспринимает это слишком болезненно, ведь его никто не обвиняет. Эти «родительские тайм-ауты» не должны быть слишком частыми и длиться не дольше, чем несколько минут. Стоит помнить и про возраст ребёнка – малышей нельзя надолго оставлять без присмотра.
Родители играют руководящую роль и являются примером для своих детей. Вот почему так важно наше отношение к нашим детям: они видят различие между предлагаемыми моделями поведения и наказаниями, такими как тайм-ауты, домашний арест и т.п. Задача воспитания заключается в том, чтобы видеть в своем ребенке не маленького тирана, с которым родители должны бороться. А тем более нельзя самоутверждаться за его счёт.
Ребёнок не враг, а независимый, ценный человек, с которым родители идут в одном направлении и помогают ему научиться позитивно формировать свою жизнь.
ПодписывайсяDetki.guru в Telegram Оставить комментарий