Воспитание

Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители?

Содержание статьи:

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй  — спокойным, сдержанным.  Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует  динамические особенности личности: скорость, интенсивность,  ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности  флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный.   Среди детей   ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг,  хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен,  огромных усилий стоит ему привыкание к  любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок.  Его любопытство способно преодолеть любые границы,  поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей.  Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей.  Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик  Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего,  волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности  в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера  часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только  в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.


Какой темперамент у ребенка? Тесты

 Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи  4 и более баллов, значит, ребенок  отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Интроверсия Значительная 1 …7 Умеренная 8…11
Экстраверсия Значительная 19…24 Умеренная 12…18
Эмоциональная стабильность Высокая до 10 Средняя 11….14
Эмоциональная нестабильность Высокая 15…18 Очень высокая 19…24

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то  за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и  отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он  нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, чтением интересных книг.

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение  должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика.  Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между  их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать  на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют  тревожные и жестокие  мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через сказкотерапию, песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный,  его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить  все, что перевозбуждает  и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют  занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической  силы —неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация  Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы

 

Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети

 

 Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он  отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку.  Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони»

 

Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть,  берет с неохотой.  Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки»

 

Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир.  Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и  предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

По материалам: baragozik.ru
Читать так же:  9 шагов к тому, чтобы прекратить детскую истерику

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button