Трудности адаптации в раннем детстве и их значение для успеха в жизни
Содержание статьи
- Адаптация к новому — часть жизни
- Перемены эмоционально трогательны
- Ребенка нельзя спрятать от проблем
- «Приучение» маленьких детей к яслям
- Позитивные эмоции – залог успеха
- Социализация имеет значение
- Воспитатель – новый значимый взрослый
- К проблеме термина «адаптированный»
- Для оформления раннего «ознакомления»
- Последствия в будущем
Содержание
- Адаптация к новому — часть жизни
- Перемены эмоционально трогательны
- Ребенка нельзя спрятать от проблем
- «Приучение» маленьких детей к яслям
- Позитивные эмоции – залог успеха
- Социализация имеет значение
- Воспитатель – новый значимый взрослый
- К проблеме термина «адаптированный»
- Для оформления раннего «ознакомления»
- Последствия в будущем
Что нужно родителям и детям для того, чтобы ранние этапы адаптации, такие как уход в семье/вне семьи в яслях/детском саду, были успешными?
Адаптация к новому — часть жизни
Жизненный цикл человека характеризуется множеством адаптивных моментов.
Люди имеют дело с этим, когда:
- они рождаются;
- заканчивается круглосуточный уход в рамках семейной системы и начинаются регулярные посещения няни, яслей или детского сада,
- они идут в школу или, чуть позже, переходят в другие учебные заведения, включая университеты,
- переход от школы или университета к трудовой жизни завершен,
- молодые люди становятся родителями,
- они теряют своих родителей и, таким образом, статус ребенка,
- они увольняются с работы и переживают начало выхода на пенсию,
- или когда начинается тот поздний период жизни, который отмечен прогрессирующим упадком физических и умственных сил, болезнями и, наконец, приближением смерти.
Такие этапы адаптации предусмотрены в нашей культуре практически для всех. Другие переходы иногда происходят незапланировано — например, когда люди теряют родителей в очень раннем возрасте, когда они сталкиваются с безработицей, когда они переезжают в другую страну или когда родители видят, как их дети умирают раньше них.
Перемены эмоционально трогательны
Переходы, описанные выше, часто бывают особенно болезненными. Однако это не должно скрывать того факта, что переходы принципиально вызывают они и обычно тоже сильные эмоции, ибо означают, что жизнь, которую люди ведут для себя и других, должна во многом перестроиться и реорганизоваться.
В этом смысле трудности адаптации характеризуются тем, что нам приходится прощаться со многими привычными вещами и начинать заново. Прощание иногда сопровождается чувством облегчения, но часто также и чувством боли. И фазы новых начинаний обычно характеризуются надеждой и страхом: мы надеемся, что сбудется как можно больше планов и что многое из того, к чему мы стремимся, что мы намерены сделать и что нам предстоит сделать, увенчается успехом. И мы знаем и испытываем снова и снова, что нет никаких гарантий ни на что из этого.
Может быть интересно: Что делать, когда ребёнок не хочет ходить в детский сад: причины протеста, советы психологов
Ребенка нельзя спрятать от проблем
С раннего возраста люди сознательно и подсознательно все внимательнее регистрируют, какие эмоционально значимые переживания мы испытываем в фазах прощания и в фазах новых начинаний. И этот опыт, а также то, как мы внутренне обрабатываем этот опыт, в свою очередь, влияют на то, как мы переживаем и пытаемся формировать переходы в будущем.
Все эти процессы очень сложны и затрагивают как сознательные, так и бессознательные части нашего восприятия, опыта, мышления и поведения.
Поэтому понятно, что научные исследования разных жизненных этапов особенно активизировались за последние два десятилетия и что особое внимание уделяется ранним переходам — в яслях или детских садах.
«Приучение» маленьких детей к яслям
Различные факторы способствовали тому, что теме начала посещения яслей или детского сада в последнее время уделяется особое внимание. Это связано, в частности, с тем, что возрос спрос на места в детских садах.
Все большее число детей, родителей и сотрудников детских садов сталкиваются с тем фактом, что маленьким детям, как правило, особенно трудно расстаться со своими доверенными взрослыми.
Кроме того, в дополнение к детским садам, ясли все чаще понимаются как образовательные учреждения, и по этой причине возросла чувствительность к темам дошкольной педагогики.
С этой точки зрения, следовательно, необходимо задаться вопросом: а) в каком отношении схема «приспособления» представляет собой педагогическую задачу и б) какие аспекты следует использовать, чтобы решить, можно ли считать «приспособление» успешным. В этом контексте особое значение имеют такие аспекты:
- Дети, которые приходят в детский сад, до сих пор проводили большую часть своей жизни с родителями, бабушками и дедушками. Как правило, их заботит постепенный разрыв близких отношений с родителями и другими опекунами. В это время они не стремятся к ситуациям, в которых они разлучены со своими значимыми взрослыми на длительный период времени, так как часто нуждаются в близости и доступности своих опекунов, чтобы иметь возможность чувствовать себя в безопасности.
- Но теперь им предстоит пережить то, что почти каждый день в определенный момент времени им приходится покидать привычный семейный дом, попадать в садик и там расставаться со своими доверенными взрослыми. Это грозит вызвать эмоции боли и гнева, страха или даже паники, а также чувство беспомощности.
- Это означает, что существует риск того, что дети будут переполнены угрожающими чувствами, которые они вряд ли смогут облегчить, тем более что они обычно лишь частично понимают, почему теперь им следует регулярно разлучаться со своими родителями. Инструкция о том, что «мама или папа скоро вернутся», обычно имеет ограниченную пользу для маленьких детей, так как они еще не имеют реального представления о времени и периодах времени.
Позитивные эмоции – залог успеха
Если установка на то, что знакомство с новыми вещами сопровождается появлением негативных чувств, не должна слишком сильно развиваться у детей, то важно целенаправленно помогать маленьким детям в фазе адаптации: время в яслях – неплохой или даже приятный опыт. Это идет рука об руку с развитием способности испытывать приятные эмоциональные состояния в одиночку или при поддержке других и смягчать неприятные эмоции. В этом смысле можно предположить, что успех в этом переходном задании будет способствовать повышению способности детей регулировать эмоции и, таким образом, развивать доверие к себе и другим.
Можно предположить, что маленькие дети изначально проявляют сравнительно небольшой интерес ко многим вещам, которые они находят в саду. Если садики видят себя в первую очередь образовательными учреждениями, одна из их задач состоит в том, чтобы пробудить интерес маленьких детей к новому, помочь детям внимательно и исследовательски обращаться к людям и предметам, которых они встречают. Тем более, что дети находят в садике среду, которая во многих отношениях отличается от их семейного мира и, таким образом, несет в себе стимулирующий потенциал, способный открыть для маленьких детей другие области интереса и опыта, чем это возможно в семье.
Социализация имеет значение
Наконец, следует иметь в виду, что дети регулярно находятся в групповой ситуации, когда они начинают посещать ясли или детский сад. Можно предположить, что дети изначально с трудом вступают в динамичные процессы социального обмена с другими детьми или взрослыми, которые характеризуются интерактивным взаимодействием и, следовательно, интерактивными координационными процессами между партнерами по взаимодействию.
Если маленькие дети должны быть в состоянии использовать возможности развития, которые открываются, помогая формировать такие обменные процессы – например, совместное строительство башен, ролевые игры или даже ссоры – это задача воспитателя, поддерживать маленьких детей в таких процессах. Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить необходимые им навыки.
Может быть интересно: Примут ли ребенка в детский сад, если он все еще ходит в подгузнике – должны ли его обучать ходить на горшок
Воспитатель – новый значимый взрослый
Чтобы описанное было успешным, детям нужны другие люди, которые понимают, что происходит с детьми, особенно эмоционально, и которые передают им это вербально и невербально (что также включает, например, эмпатию). Это позволяет детям делиться эмоциональным опытом с другими и развивать способность самостоятельно понимать, что влияет на них эмоционально. Это, в свою очередь, является важной предпосылкой для обучения смягчению стрессовых переживаний посредством «внутреннего психологического пищеварения».
«Привыкание» проходит успешно:
- когда дети все чаще воспринимают ситуации в яслях как приятные;
- если им интересны люди и предметы, которые они находят в контакте;
- когда они взаимодействуют вживую с детьми или взрослыми.
Кроме того, дети должны почувствовать, что взрослые пытаются понять, что эмоционально происходит в детях, и они должны были почувствовать, что взрослые пытаются передать это детям как вербальными, так и невербальными способами.
К проблеме термина «адаптированный»
Сложность выполнения этих переходных задач на очень маленьких детях можно увидеть, например, в том факте, что некоторые малыши кажутся эмоционально уравновешенными, но на самом деле молча страдают и молча выражают тревожные чувства, шагая, удаляясь или стереотипируя демонстрационные движения. Другие дети склонны вести себя особенно оживленно или даже гиперактивно, чтобы не испытывать стрессовых ощущений. С этой точки зрения простое понимание эмоциональных состояний маленьких детей оказывается очень трудным. Кроме того, процессы акклиматизации детей очень разные.
Вопреки широко распространенному мнению, процесс адаптации многих детей не завершается уже через несколько дней: эмоционально стрессовые ситуации по-прежнему вызывают болезненные ощущения у некоторых маленьких детей спустя месяцы после того, как они пошли в детский сад.
Все это показывает, что «поступление в детский сад» сопряжено со многими тяготами, проблемами и переменами, которые, кстати, требуют в значительной степени переориентации не только детей, но и родителей, учителей и других детсадовцев. Дело не только в том, что дети поверхностно «привыкают» к новому, поэтому термин «привыкание» в данном тексте взят в кавычки.
Для оформления раннего «ознакомления»
Как должны быть разработаны «процессы адаптации»? С научной точки зрения высокое качество «адаптации» обычно характеризуется следующими характеристиками:
- Педагогический коллектив дает детям возможность сначала познакомиться в присутствии кого-то из родителей со всем новым, что они находят в яслях, прежде чем расстаться со своими доверенными лицами.
- Педагогический персонал стремится целенаправленно решать задачи «адаптации», описанные выше.
- Педагогический коллектив учитывает, что «процессы адаптации» у разных людей разные (длительные).
- Педагогический коллектив заранее обсуждает с родителями план «процесса адаптации» и выясняет, как родители должны пережить и помочь сформировать «адаптацию» своих детей.
- В учреждении есть штатное расписание, позволяющее решать педагогические задачи «привыкания».
Последствия в будущем
Подробно ответить, как «адаптационные процессы» влияют на дальнейшую жизнь детей, не представляется возможным. Потому что люди постоянно получают новый опыт, в том числе опыт разлуки. Все эти переживания оставляют следы и влияют на то, как ситуации будут переживаться в будущем.
Следы, оставленные ранними переживаниями, образуют первую основу, на которой строятся последующие. Поэтому уместно поддерживать детей с раннего возраста, чтобы они не слишком долго подвергались неприятным эмоциям, в том числе тем, которые они испытывают на переходных этапах.
Также читайте: Адаптация первоклассников к школе: что советуют психологи родителям