Как правильно объяснить ребенку, что такое любовь?
Содержание статьи
Содержание статьи:
- Если ребенок еще мал …
- … или постарше
- Любовь к родным
- Любовь и подростки
- Литература для детей
- Как нельзя говорить ребенку о любви?
Высокое и светлое чувство, на которое способен только человек – это любовь. Она окружает малыша с самого детства: счастливые родители окутывают любовью долгожданного ребенка, проявляя по отношению к нему теплоту и заботу. Чтобы дети в будущем не путали это чувство с привязанностью, важно правильно донести до их сознания значение этого слова.
Если ребенок еще мал …
Объяснить слово малышу можно на примере родительской любви: ему рядом с ними комфортно, не страшно, он чувствует себя в безопасности. Нужно постоянно наглядно показывать любовь, улыбаясь и обнимая карапуза, говоря ему при этом: «Я люблю тебя». Внутренне ребенок уже зафиксирует, что любовь связана с поцелуем, улыбкой, теплотой голоса и взгляда, объятиями.
Для объяснения можно использовать метафоры: любовь, как солнышко, согревает своим теплом. А может, это одеяло, позволяющее согреться в холодное время. Или кошечка, которая не только делится своим теплом, но и ласкает. Можно сравнить любовь с государством, где жители – родители и дети, которые относятся друг к другу с уважением, теплотой и заботой.
В этом возрасте уж нужно прививать любовь и уважение к домашним животным:
- Кошке не нравится, когда ее тянут за хвост, ей больно.
- Если ее погладить, она «спасибо» промурлычет и согреет теплом.
- Животных обязательно нужно кормить, иначе они заболеют, и ребенку будет грустно и скучно без пушистого друга.
Позволяя ребенку любить животных, взрослые открывают ему дорогу в мир уважения и сопереживания, заботы и поддержки, без которых невозможно искренне любить.
… или постарше
Если ребенок старше 3 лет, то объяснить ему понятие можно на примере доброй сказки, герои которой преодолевают препятствия для достижения успеха и обретения любви. Вместе с ребенком можно сочинить собственную сказку, где главной героиней будет Любовь.
- Скучают, находясь на расстоянии.
- Во время долгожданной встречи их сердце наполняется радостью настолько, что хочется летать и прыгать.
- Заботятся друг о друге, дарят ему хорошее настроение, поддерживают в трудных ситуациях.
- Не требуют хорошего отношения взамен.
Помогать нужно не только словом, но и действиями. Влюбленному хочется горы свернуть, делать только хорошие дела.
Дружеская любовь основывается на хороших отношениях, общности интересов. Детям интересно играть друг с другом, они хорошо проводят время, стараются не обижать друг друга, находят компромиссные решения и помогают в трудной ситуации.
Если малыш влюблен, то не стоит смеяться над ним. Его нужно выслушать и посоветовать, как наладить отношения с объектом влюбленности. Скорее всего, это чувство не продлится долго, но важно в это время дать ребенку понять, что его выслушают и поддержат в любой ситуации.
Ребенок должен любить сам себя, принимая таким, какой есть. Сложно любить других тем, кто не чувствует уверенности в себе самом. Поэтому важно прививать с раннего возраста у детей уважение к себе. С этой целью рекомендуется его почаще хвалить, но не захваливать, поддерживать и одобрять его действия.
Любовь к родным
Заставлять ребенка полюбить кого-то или что-то не нужно («Это твоя сестренка, ее ты должен любить»). Дети очень восприимчивы, им можно внушить это чувство, восторженно рассказывая что-то хорошее о других и показывая личным отношением. Чтобы ребенок лучше понял, что такое любовь, важно научить его распознавать это чувство в мелочах.
Для малышей это будут простые примеры:
- Бабушка для любимых внуков связала красивые носки.
- Папа детям принес небольшие подарки.
- Мама испекла вкусный пирог.
- Сестренка помогла нарисовать картинку.
Параллельно у малыша будут формироваться чувства благодарности и уважения к тем, кто для него старается. Он научится ценить это, а потом и проявлять себя по отношению к другим так же.
Дети могут порадовать родителей успехами в школе или порядком, наведенным на столе. Чистота в комнате и вымытая посуда – это тоже проявление любви и заботы. И даже если ребенок не приберется в комнате, мама и папа будут его любить. Ведь это чувство постоянно и не зависит от поступков других.
Любовь и подростки
По мере взросления ребенок знакомится с историями о любви в книгах и кино. Сюжет почти везде похож – герои преодолевают трудности, влюбляются и в конце концов женятся. Эти чувства идеальны и безупречны.
Да, без ссор дело не обходится, но родители любят друг друга и вскоре мирятся. Даже бабушка с дедушкой спорят иногда, хотя даже не представляют, как они будут жить друг без друга. Подросток, наблюдая подобные ситуации не только в своей семье, приходит к выводу, что нет идеальной любви, но и такая «неидеальная» тоже хороша.
Литература для детей
О добром и чистом чувстве, о бескорыстии и верности, о подвигах во имя любви (пусть даже и не очень значительных) можно прочитать в произведениях следующих авторов:
- В.Осеева «Динка».
- А.Грин «Алые паруса».
- А.Линдгрен «Рони, дочь разбойника».
- П.Гэллико «Томасина».
- К.Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда».
- А.Гавальда «35 кило надежды».
- В.Каверин «Два капитана».
О родительской любви говорится в рассказах «Прыжок» и «Акула», написанных Л.Н.Толстым. Есть у него произведение о трагической любви – «Лев и собачка». Лев, которому кидали собак на растерзание, проникся высокими чувствами к одной из них и стал опекать ее, делиться с ней едой. Его чувства были настолько сильны, что он не смог жить без нее.
В сказке-притче Сильваны Гандольфы «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира» описаны самые настоящие проблемы, которые позволяют понять, что в семье должна жить настоящая любовь. При рассмотрении деталей, анализе эмоций и переживаний основных персонажей подросток поймет, что такое одиночество, возможна ли ложь между близкими людьми, узнает, как научиться принимать других такими, какие они есть, и как сохранить это высокое чувство.
Как нельзя говорить ребенку о любви?
- «Если ты не будешь кушать кашу, я тебя не буду любить». Эта фраза рушит понимание любви, как безусловного принятия другого человека. То есть, чтобы тебя любили, тебе нужно измениться, делать то, что хочет другой человек. В итоге можно дождаться от ребенка подобной шантажирующей фразы: «Если ты меня любишь, то купишь эту игрушку!»
- «Ты плохой – я тебя не люблю». С помощью этого высказывания взрослые понижают ребенку самооценку, он ощущает себя ущербным, чувствует ненужным. Ребенок не верит, что его можно любить, поэтому в будущем страдает от своего выбора.
- «Ты все равно не сможешь это сделать» — А как же поддержка? Помощь в трудную минуту?
- «Ну, почему ты не такой, как Витя?» — негативное сравнивание с другими понижает самооценку ребенка, он становится неуверенным.
- «Почему ты такой неаккуратный (ленивый, медлительный)».
- «За что мне это наказание!».
- «Будешь баловаться, я уеду».
- «Уйди, не мешай».
- «Не хочу тебя видеть».
Конечно, дети не совершенны, как и взрослые! Поэтому не стоит зацикливаться на их ошибках.
Настоящая любовь – это принятие человека таким, какой он есть. Если с детства воспитывать в ребенке любовь и уважение к взрослым (воспитывать нежностью, заботой, сочувствием и добродушием, а не жестокостью и критикой!), то можно не беспокоиться за будущее ребенка и … свою старость…