Ребенок рвет на себе волосы: причины и лечение
Содержание статьи
Содержание статьи:
- Почему ребенок рвет волосы на голове: вредная привычка или болезнь?
- Как отучить ребенка рвать на себе волосы?
- Ребенок рвет маме волосы — причины, методы борьбы с плохой привычкой
- Советы психолога
Если ребенок рвет волосы на голове, то это может свидетельствовать о наличие у него заболевания, связанного с расстройствами психики. В научной сфере это заболевание получило название трихотилломания (с греческого — страсть, влечение к выдергиванию волос). Обычно ребенок это делает неосознанно вовремя просмотра телевизора или чтения книги. Во время игр во дворе с другими детьми или других интересных занятий желание выдергивать на себе волосы может уменьшаться или вовсе пропадать. О причинах такого поведения и методах лечения пойдет речь в нашей статье.
Почему ребенок рвет волосы на голове: вредная привычка или болезнь?
Впервые расстройство, связанное с тем, что ребенок рвет на себе волосы, было описано в 1889 году французским специалистом в области дерматологии Франсуа Аллопо. Изначально врачи считали, что трихотилломания является лишь реакцией на какие-либо раздражители в области головы. Например, ребенок начинает активно рвать волосы из-за зуда, боли или других причин. Позже трихотилломания стала рассматриваться в качестве одного из проявлений расстройств привычек и влечений, невроза навязчивых состояний.
Симптомы трихотилломании:
- ребенок рвет волосы на голове чаще всего в одном месте, но иногда может рвать волосы и на всей голове;
- ребенок может вырывать ресницы и брови.
Сначала малыш вырывает волосы непроизвольно, не понимая своих действий, а в дальнейшем эмоциональное перенапряжение, тревога, страх побуждают его с завидным постоянством рвать на себе волосы, чтобы успокоиться и вернуться в комфортное для него состояние. При этом ребенок меняется в лице, но оно не искажено болью, он может находиться в эйфории от проделанных им действий.
Взрослея, ребенок начинает осознавать, что вырывание волос — это не просто навязчивая вредная привычка, а болезнь. Он может попытаться справиться с навязчивым состоянием, но в одиночку это сделать невозможно, наоборот, эти попытки могут привести к ухудшению состояния. Первым сигналом обострения синдрома является поедание вырванных волос.
Причины появления трихотилломании
Психологические и другие причины, вызывающие у ребенка желание рвать волосы
Не психологические | Психологические |
— зуд и боль в области головы;
— увеличение внутричерепного давления; — родовая травма, внутриутробная гипоксия, последствия после перенесенного сотрясения мозга; — нехватка меди и железа в детском организме; — новообразования и кисты в головном мозге; — аутизм; — наследственность.
|
— сложные семейные взаимоотношения (постоянные ссоры и недопонимания стимулируют развития сильнейшего стресса, вызывающего у ребенка дискомфорт, который нужно чем-то нейтрализовать);
— навязчивые состояния; — шизофрения; — психические травмы и неврозы; — повторяющийся стресс, хроническая тревога, возникающие под влиянием социума (на ребенка могут оказывать давление в учебном заведении, унижать его, не уважать, делать изгоем); — психологическое насилие и издевательства; — болезненные потери: потеря близкого человека, развод родителей и прекращение общения с одним из них. |
Как отучить ребенка рвать на себе волосы: методы лечения трихотилломании
Заниматься самолечением опасно. Если ребенок был замечен при вырывании волос, при этом причиной является не какие-либо кожные заболевания головы, сопровождающие зудом, то стоит немедленно обратиться к следующим специалистам:
- детскому неврологу;
- психотерапевту;
- психиатру или психологу.
Психологическая терапия
Наиболее эффективным средством лечения трихотилломании на сегодняшний день является психологическая терапия. Специалисты проводят когнитивно-поведенческую терапию, состоящую из 2 этапов.
- На первом этапе терапии ребенок вместе со специалистом ищет причины, которые стимулировали развитие болезни.
- На втором этапе с помощью психолога, психотерапевта ребенок пытается найти альтернативные пути решения проблемы, чтобы избавиться от зависимости.
Когнитивно-поведенческую терапию проводят, используя различные подходы:
- Используя познавательный подход, специалист стремится изменить мышление ребенка, уверив его в том, что избавиться от заболевания можно в короткие сроки.
- Применяя экологический подход, врач пытается изменить среду, существующую вокруг ребенка: сначала убрать из вида все предметы, которые он может использовать для вырывания волос (ножницы), потом выявить источники раздражения и стресса и исключить их.
- Поведенческий подход специалист применяет для оценки действий ребенка: выясняет, сколько раз в день он вырывает волосы и пытается избавить его от этого.
- Сенсорный подход используется для обучения ребенка различным методам, помогающим переключить его внимание от вырывания волос на позитивные действия.
- Эмоциональный подход используется специалистом для того, чтобы научить ребенка управлять своими негативными эмоциями, справляться с гневом, страхом, стрессом.
Лекарственная терапия
Когда психологическая терапия оказывается недейственной (чаще всего в запущенных случаях), то применяют лекарственную терапию. Соответствующие лекарства может назначить только врач после оценки состояния пациента. Чаще всего для лечения трихотилломании применяют трициклические антидепрессанты и добавки N-ацетилцистеина.
Ребенок рвет маме волосы — причины, методы борьбы с плохой привычкой
Психологи выделяют несколько причин, из-за которых у ребенка вырабатывается вредная привычка – вырывать волосы у мамы:
- нехватка внимания и тактильной близости со своей мамой;
- чувство тревожности и беспокойства;
- закрепление права собственности на маму;
- врожденные инстинкты, заложенные природой.
Методы избавления от дурной привычки
- Отучать от этой привычки нужно сразу, как только ребенок еще в грудном возрасте начал активно интересоваться мамиными волосами, хватать их своими ручками и выдергивать. В таком возрасте ему трудно объяснить, что маме такое поведение совсем не нравится, что ей больно, но придется принимать меры – мягко, но уверенно убирать ручки малыша от волос, как только он начинает их трогать и дергать. При общении с малышом, чтобы не компрометировать его, волосы лучше заплетать или даже убирать под косынку. Если для крохи выдергивание волос у мамы стало своеобразным ритуалом для успокоения, нужно приучить его к другим ритуалам, приводящим к состоянию расслабления и успокоения – поглаживать малыша, петь успокаивающие песенки, обнимать.
- Иногда психологи предлагают более жесткий метод, вызывающий много противоречий, — подергать волосы малыша в ответ. Возможно, что старшим деткам такой урок действительно будет полезен. Они поймут, почему именно мама недовольна, когда он сам так поступает. Но вероятен и прямо противоположный эффект. В раннем возрасте малыши не способны строить логические цепочки и делать соответствующие выводы, поэтому урок может остаться без внимания. Кроме того, такими действиями взрослые могут просто сбить ребенка с толку, и он не поймет, что так делать нельзя.
- Иногда для детей достаточно объяснений, что маме больно, когда малыш так поступает. Но объяснить ему нужно несколько раз. Хуже всего с этой проблемой справляются крик и раздражение. Когда мама срывается и кричит на малыша, это его только запугивает и заставляет искать успокоения уже в своих волосах.
- Эффективный способ — найти замену маминым волосам в виде куклы, мягкой игрушки или какой-нибудь ткани, чтобы определить, чего именно не хватает ребенку – внимания или тактильных ощущений. Если ему не хватает тактильных ощущений, то в течение дня малышу можно предложить потрогать и поиграть с различными фактурами, заплетать куклам косички, завязывать и развязывать шнурки.
- Если же, теребя маму за волосы, ребенок хочет привлечь внимание мамы к себе, то нужно как можно чаще в течение дня уделять такому малышу внимание: обнимать, гладить, читать, обнявшись, книжки, посадить малыша на коленки и вместе посмотреть мультик, вместе поиграть.
- Необходимо проверить, только ли мамины волосы успокаивают малыша. Если ребенок перебирает мамины волосы перед сном, но нужно, чтобы несколько дней спать его укладывал папа. Так родители смогут увидеть, нужны ли малышу для успокоения и засыпания мамины волосы или он вполне может обойтись и без этого ритуала. Чаще всего за несколько дней малыш отучается от этой вредной привычки. Иногда необходимость теребить мамины волосы перед сном отпадает с взрослением малыша.
Почему дети рвут волосы на голове: мнения и советы психологов
Заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук профессор Г.Г. Шанько:
Первые признаки данной патологической привычки мы наблюдали в возрасте 3 лет… Обычно до 5—6 лет дети индифферентно относились к данному состоянию, могли выдергивать волосы в присутствии посторонних, хотя в возрасте 4—5 лет выполняли эти действия преимущественно в уединении. К школьному возрасту, когда возникал интерес к своей внешности, особенно к прическе, дети болезненно переживали свой дефект и старались от него избавиться, однако это очень трудно было сделать усилием воли. Возникало непреодолимое желание выдергивать волосы, во время которого наступало чувство дискомфорта и общего напряжения. Такое состояние, как указывал один из наших пациентов после избавления от своей патологической привычки, можно было «кратковременно перетерпеть, но рука сама тянулась к голове». После совершения данного действия наступало кратковременное облегчение, а затем все повторялось снова.
Во время игр или интересных занятий желание выдергивать волосы значительно уменьшалось или полностью проходило (со слов одного из наших больных он «забывал это делать»). В случае волнений, переживаний или «когда нечего делать» навязчивое стремление к трихотилломании выражено очень сильно. Дети школьного возраста во время занятий в школе выдергивали волосы значительно реже, чем в домашней обстановке. По-видимому, это связано с тем, что они старались скрыть свой дефект.
В ряде случаев трихотилломания носит характер ритуалов и выполняется с той целью, чтобы ничего плохого не случилось с ним самим или его близкими.
Первоначально следует выяснить особенности внутрисемейных отношений и при наличии неправильного воспитания дать конкретные рекомендации. Таких детей нельзя наказывать физически, ибо навязчивое желание к выдергиванию волос всегда сильнее наказания.
Главным методом лечебного воздействия является психотерапия в различных вариантах: семейная, игровая, коллективная, индивидуальная гипносуггестивная; может быть также использована психотерапия воображения.
При упорном течении данного расстройства иногда используются ноотропные средства психостимулирующего действия или психотропные препараты, в том числе ноофен или адаптол (детям после 10 лет). Целесообразно также назначение гомеопатических антигомотоксических средств — валерианахель, нервохель, псоринохель, хепель, коэнзим композиту», гепар композиту», цервбрум композитум и др.
Профессор, психоневролог, психотерапевт, философ, писатель В.И. Гарбузов:
В практике психотерапевтов встречается удивительное явление — ребенок автоматически выдергивает волосы у себя на голове, а также выдергивает брови и ресницы. В медицинской практике это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего.
Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку. Он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…
Известен случай, когда спортсменка, проиграв в борьбе за первое место на Олимпийских играх, остриглась наголо, таким образом наказав себя. Так и ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Дети с трихотилломанией, которых не любят собственные или приемные родители (неприятие!), неосознаваемо воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Дети не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие. В других случаях это дети, остро переживавшие свою истинную или мнимую несостоятельность, презиравшие себя. Так все непросто с неврозом у человека уже с самого раннего возраста.
Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая таким, психозащитным, образом свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!