Воспитание

Школьное образование в Норвегии: принципы, особенности, традиции

Содержание статьи:

Королевство Норвегия, согласно данным многочисленных международных опросов, занимает устойчивое положение в ТОП-3 стран с высоким качеством жизни. А с 2010 года Норвегия возглавляет список, где страны расположились в соответствии с Индексом человеческого развития населения. Одними из главных критериев, определяющими позицию страны в этом рейтинге, являются уровни грамотности и образованности населения.

Дети – особая каста норвежского общества

И очень привилегированная каста. Права ребенка в этой стране стоят на порядок выше прав взрослых людей. Даже если это родители или близкие родственники. Мать без специального образования и навыков не имеет права давать своему ребенку лекарство или проводить другие медицинские процедуры. А уж заставлять ребенка делать домашнее задание – криминальное дело.

В стране действует ювенальная полиция. И если есть случаи и свидетельства грубого отношения к детям, родителей даже могут временно лишить родительских прав, забрав ребенка до выяснения обстоятельств в специальный приют. В Норвегии реально действует принцип «чужих детей не бывает». И даже случайный прохожий, ставший свидетелем грубого обращения с ребенком на улице или во дворе школы, вызовет сотрудников полиции.

Натуралист (запись из архивов Живого журнала):

«Норвежский ребенок не считается собственностью своих родителей. А преступление против ребенка – оплеуха, повышение голоса – здесь не остаются безнаказанным. Свидетель преступления против ребенка может даже применить физическую силу при задержании взрослых преступников. И любой суд его оправдает, если выяснится, что он встал на защиту ребенка».

Однако многие семьи считают работу Barnevernet (ювенальной полиции) несовершенной. И даже покидают страну, не чувствуя себя здесь в безопасности.

Эугениуш Малиновский, польский журналист, работающий в Норвегии:

«Служба защищает детей от насилия. Однако известна и обратная сторона — были случаи, когда дети переживали насилие в семьях опекунов. В 2011 году с насилием столкнулись 42 ребенка, проживающие у опекунов. Бывает, что детей передают опекунам с криминальным прошлым. Дети скучают по родителям и получают на этой почве психологическую травму. Даже сами норвежцы считают, что ювенальная полиция забирает слишком много детей».

Ингвар Бренн, переводчик и отец двух детей:

«За короткое время накопилось очень много вопросов к службе Барневернет (служба опеки и поддержки детей и подростков). По каким критериям изымают детей из семей, насколько квалифицированы и компетентны в вопросах детского воспитания сотрудники службы? Создается впечатление, что служба отбирает детей только у определенных семей. И уже есть несколько случаев, когда детей забирали, не предъявляя официальных обвинений. Такие дела рассматриваются в губернских комиссиях, в социальных судах. Даже есть намерение обратиться в суд по правам человека в Гааге».

Самостоятельность и ответственность – основные принципы воспитания

Сергей, Россия:

«В Норвегии всех с раннего детства приучают к самоограничению и ответственности за свою жизнь, за свое здоровье. Родители не опекают ребенка «от и до». Уже с детсадовского возраста детей учат дружить с погодой. Они самостоятельно определяют, когда и как одеться в зависимости от времени года».
Читать так же:  Ребенок обижает животных: что делать?

На уроках окружающей среды, которые появляются в школьной программе уже в младшей школе, детей учат пользоваться прогнозом погоды и одеваться в соответствии с ним. С девятилетнего возраста школьники ходят с учителями в многодневные походы, ночуют в палатках. А зимой – становятся на лыжи. Воспитание самостоятельностью и приучение к ответственности за свое здоровье – это два основных ориентира в школьном образовании.

Дети самостоятельно укладывают портфели, готовят одежду (обязательной школьной формы в Норвегии нет) и спортивную форму. Родители могут лишь проконтролировать. На школьных переменах ребята в любую погоду выбегают во двор (в школе обязательными являются дождевик и резиновые сапоги). И если ребенок заболел, то в первую очередь обвиняют его в лени и безответственности: не закалялся, вот и заболел. В отличие от достижений в учебе в Норвегии принято хвастаться своими спортивными успехами.

Ольга, предприниматель, живет и работает в Норвегии в течение 5 лет:

«У меня двое детей школьного возраста. В отличие от России и других стран Европы, где мы проживали, в стране не принято подвозить детей в школу на машине. В школе дети не хвастаются домами и коттеджами своих отцов, дорогими вещами или оргтехникой, которая есть у кого-то дома».

Учимся у природы

Норвегия не только суровая, но и самая зеленая европейская страна. Еще одна особенность школьного образования связана с обилием лесов, озер, лугов. Детей уже в младшей школе учат правильно общаться с природой, находить «общий язык» с духами деревьев и трав, разговаривать с эльфами и троллями. Возможно, именно это обстоятельство – богатство норвежской природы, необходимость ежедневного и близкого контакта с ней определяет достаточное количество учителей по природоведению, ботанике, зоологии. А вот преподавателей точных и гуманитарных наук (иностранных языков) не всегда хватает.

Уроки естествознания проходят на природе. Школьники, помимо классических знаний о флоре и фауне родного края, приобретают навыки охоты, выживания и просто безопасного пребывания в лесу. В школы приглашают профессиональных сказочников, которые знакомят ребят с богатым фольклором и народными преданиями, неизменно связанными с природой Норвегии.

«У арктических народов веками сложились духовно-нравственные ценности этнической педагогики, нацеленной на приоритет этических норм взаимопомощи, эмпатии, установки на позитивное взаимодействие с окружающей средой и миссии человека оберегать природу как сакральную красоту. Этническая педагогика основывается на живой логике, одухотворяющей земную жизнь, и осмысливает жизнь человека как часть неразрывной взаимосвязанности всего сущего, что формирует мышление человека с позиций пользы для всеобщего блага».

М.Барбер, К.Доннелли, С.Ризви. «Трансформация евразийских образовательных технологий от традиционных к коллективному способу обучения»

Школа без отметок

Школьное образование в Королевстве Норвегия многоуровневое. С 6 лет ребенок учится в младшей (элементарной) школе, затем среднее и специальное образование. До перехода в среднюю школу ребенок не получает официальных отметок. Считается, что следование этому правилу поможет снизить уровень стресса и тревожности у младших детей.

К тому же, гордиться своими школьными успехами здесь не принято. По собственному желанию учитель может поставить оценку. Но она будет лишь психологически мотивировать ребенка к дальнейшим усилиям.

Семья Николаевых из России, 10 лет живут в Норвегии, двое детей:

«Невозможно себе представить, чтобы учитель наорал на ребенка, обозвал его дебилом или идиотом. До 8 класса под хорошо выполненным заданием можно увидеть: «Превосходно! Великолепно!» А если ученик не справился с домашними заданием, учитель напишет: «Хорошо, но тебе надо немного больше работать». Похоже, что это самая неодобрительная фраза в адрес ученика норвежской школы. И самая жесткая для учителя и ученика. Нет привычных для российских школьников записей в дневнике о плохом поведении или требований «Родители должны явиться в школу».

Читать так же:  Как отучить ребенка от пустышки быстро и безболезненно?

Считается, что оценка работы школьника учителем всегда субъективна. Вместо скучного и заученного пересказа изложенного учителем материала школьники пишут сочинение -собственное мнение с учетом изложенного и усвоенного знания. Эти работы выносятся на коллективное обсуждение в классе. Но и одноклассники не оценивают работы своих соучеников, а могут просто заметить: «Твое мнение интересно, но эту фразу я бы сформулировал по-другому».

Дмитрий, Санкт-Петербург:

«Детей учат искать и находить положительные моменты во всем, даже в неудачно выполненных заданиях. И главное достижение безоценочного образования – учителю не надо повышать голос, когда ученик переходит в среднюю школу. Ученики умеют понимать все без крика. В норвежских школах тихо».

Толерантность к людям прививается с детства

Младшая школа – это подготовительный период к дальнейшему системному образованию. Она является продолжением детского сада. Легким стартом, на котором у ребенка должно возникнуть желание учиться, сформироваться интерес к знаниям. И правила поведения детей в классе соответствующие. Вседозволенность, уважение к личности и желаниям ребенка, отсутствие любого принуждения и безграничное терпение со стороны учителей.

В течение года дети учат алфавит, складывают слоги в слова, овладевают несложными практическими навыками (вышивка, работа с деревом). В общеобразовательной школе обучаются и дети с физическими недостатками (слепые и слабовидящие, глухие). Адаптировать их к жизни в коллективе, среди обычных детей, к школьным занятиям – задача учителя.

Следует помнить, что в стране, как и в других государствах Европы, разрешены однополые браки. Ребенок может воспитываться в такой семье. И это не будет проблемой для учителя. Ребенок из однополой семьи не станет изгоем или объектом унижений одноклассников. Напротив, теоретические знания и практические навыки прививают детям без различия полов.

Например, мальчики учатся шить и вышивать, готовить еду и управляться с домашними делами. Девочки занимаются с несложными техническими устройствами, учатся правильно рубить дрова. А вот гендерные игры (в куклы, в «дочки-матери») и занятия не приветствуются. Воспитание толерантного отношения к окружающим – еще одна задача норвежской школы.

Работа с родителями

В начале учебного года в норвежских школах проходят родительские собрания, на которых обсуждаются организационные моменты. В течение года учитель может вызвать родителей школьника к себе, если возникают недоразумения или есть какие-то странности в поведении ребенка, трудности. Кстати, каждый учитель дает подписку о неразглашении информации о темпах и особенностях развития и обучения ребенка. На эти темы он может говорить только с родителями ученика при личной встрече.

Для родителей первоклассников коммуны организуют бесплатные курсы. Специалисты в области психологии, логопеды, детские врачи учат родителей школьника особенностям общения с появившимся дома маленьким учеником. Рассказывают, как правильно приучать его к своевременному выполнению домашних заданий, к выполнению обязанностей. На курсах рассказывают о способах улаживания конфликтов, преодолении детской злости и отказов от выполнения домашних заданий.

Вам будет интересно: Воспитание по-швейцарски: истоки, традиции, достижения, примеры из жизни, мнения

Особенности школьного года и контроль знаний

Еще одна особенность национальной образовательной системы – гибкий режим школьных занятий. Как правило, он зависит от условий или традиций конкретной местности, решения коммуны. Учебный год в стране начинается в середине августа, летние каникулы короткие, в среднем длятся до 3-х недель. Длина осенних и весенних каникул тоже может изменяться.

Читать так же:  8 правил безопасности тела, которым нужно научить детей

В средней школе обязательными становятся контрольные уроки и зачеты по отдельным предметам. Появляется и экзаменационный секретариат. Этот орган определяет, кто из учеников будет сдавать экзамены. Выбор «кандидатов на экзамен» — большая лотерея. Их фамилии просто называют за два дня до экзамена, даже не заглянув в журнал успеваемости учеников.

Евгения, Москва:

«В российских школах дети усваивают огромный объем знаний. Но не всегда знают, как и где его лучше всего применить. А в норвежских школах уже с элементарного уровня детей учат работать в коллективе, оценивать и на ходу исправлять свои и чужие ошибки».

Праздник для выпускников

Ученики, успешно окончившие 13-летний курс средней школы, ежегодно проводят праздник русов (аналог выпускного вечера). Этот праздник, зародившийся еще в средние века как «праздник посвящения в студенты», является частью норвежского молодежного движения и проходит в течение нескольких недель (конец апреля – 17 мая).

Участники торжества – выпускники средних школ – надевают цветные колпаки, определяющие специализацию дальнейшего обучения молодого человека, и в течение нескольких недель с громкими песнями и криками разъезжают по улицам города на открытых платформах. Такие шествия должны символизировать переход из детства к взрослой жизни, отделение от родителей, профессиональное самоопределение и самообеспечение.

Специализация в старшей школе

По закону, действующему в системе норвежских школ с 1994 года, все молодые люди (16-19 лет) имеют право на трехлетнее образование в старшей школе. Этот этап обучения считается подготовительным и к началу самостоятельной жизни, и к дальнейшему обучению в колледже или университете. Учащиеся получают свидетельство о приобретении специальности (технической или гуманитарной, в одном из направлений сельского хозяйства, сферы питания и другие) или определенной квалификации по избранной специальности.

После получения теоретических знаний и навыков в школьных аудиториях и мастерских старшие школьники проходят производственную практику на предприятиях. Здесь же они могут и работать после окончания школы.

Тенденции развития и проблемы национальной системы образования

Сейчас в стране внедрена и успешно реализуется программа непрерывного технического и профессионального обучения (ТПО). Это государственная программа и регулируется она соответствующими действующими законами (2003, Закон о послесреднем профессиональном образовании и обучении). Получить такое образование имеют право все жители Норвегии.

Среди проблем нынешней системы норвежского образования выделяют:

  • Переполнение классов в городских школах и малая наполненность классов в сельской местности.
  • Слабая посещаемость уроков, особенно отстающими учениками.
  • Плохие взаимоотношения между учениками, буллинг.
  • Перегруженность учеников домашними заданиями.
  • Трудности при переходе в старшие школы (школы продолжения), когда выпускникам средней школы приходится проходить через конкурсный отбор.
  • Слабые связи между производственными предприятиями и старшими школами, где ученики получают допрофессиональное образование.
  • Проблемы с иммигрантами, которые плохо знают норвежский язык и недостаточно усваивают из-за этого школьную программу.
  • Кадровые проблемы: преобладание учителей пожилого возраста и общая нехватка учителей в школах (в приграничных районах даже преподают учителя из Швеции).

Однако все проблемы, стоящие перед системой национального образования Норвегии, успешно решаются. Высокие позиции в авторитетных рейтингах и мнение специалистов ООН тому подтверждение. Школы Норвегии справляются с задачами по воспитанию свободных творческих людей.

По материалам: baragozik.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button